Instagram -->

понедельник, 13 февраля 2012 г.

7. Ежедневник, который работает каждый день

Прежде, чем переходить к практике, пожалуй, стоит немного остановиться и рассказать про главный атрибут любой успешной домохозяйки – ежедневник, или, по-другому, список дел на день/неделю/месяц. Я уверена, что для успешного ведения домашнего хозяйства ежедневник просто необходим. Если вы держите в голове все, что должны сделать за сегодня, то я могу лишь позавидовать. У меня память совершенно обычная, ничем не выделяющаяся, поэтому я склонна периодически забывать те, или иные вещи. Для того, чтобы это не происходило у меня есть ежедневник.




В самом деле, ведь еще со школы нас приучали к ведению дневника, чтобы мы туда аккуратно записывали расписание занятий и домашнее задание. В детстве я искренне не понимала, зачем учителя так придираются к дневникам и зачем их, собственно говоря, нужно вести. Так вот, ежедневник – это тот же школьный дневник. Представьте, что каждый вечер строгий преподаватель берет его в руки и проверяет, все ли домашние задания были сделаны.

Потом, если вы будите аккуратно вести свой ежедневник, то легко сможете объяснить своему ребенку в школе, зачем, собственно говоря, и нужен этот пресловутый школьный дневник. Дети учатся на примере своих родителей и если они видят, что те сами стараются выполнять свое «домашнее задание», то будут копировать поведение родителей.

На самом деле почти невозможно дать совет «как вести ежедневник», который бы подошел всем. Нужно вести его так, чтобы он «работал» для конкретного человека. Можно лишь посоветовать определенные принципы ведения ежедневника, которые потом нужно подстраивать под себя.

Например, у меня два разных ежедневника – один для работы, один для домашних дел. Какое-то время я все писала в один ежедневник, но ни к чему хорошему это не привело. Итак, если вы совмещаете ведение домашнего хозяйства с работой – лучше завести два ежедневника, или как-то визуально разделять работу и домашние дела в одном ежедневнике.  Так же, кстати поступает известный гуру тайм-менеджмента отечественного разлива Глеб Павловский- у него аж 5(!) ежедневников.

Определитесь с тем, какого формата будет ежедневник – бумажного или электронного. Лично я плохо воспринимаю информацию с электронных носителей, поэтому ведение google calendar и его аналогов оказалось не для меня. Я предпочитаю по старинке – «бумажный» ежедневник карманного формата на год. На самом деле можно завести обычную тетрадку или блокнот, не обязательно тратиться на дорогие «профессиональные» ежедневники. Если вам удобно с обычным блокнотом, в котором столбиком расписаны обязанности на день – продолжайте в том же духе, не надо экспериментировать.

Муж тоже ведет два ежедневника: бумажный и на основе Google Calendar.
Гугл хорош тем, что вы можете сообщать заранее другим о мероприятиях через рассылку по почте и приглашать на них.
Бумажный больше для стратегических планов и вещей, которые нельзя публиковать в интернете (вы же не думаете, что там сохраняется ваша конфиденциальность и тайны, верно?).


Теперь к основным принципам ведения ежедневника.
Во-первых, надо определиться с тем, что туда записывать. Под домашним хозяйством можно подразумевать все что угодно – это и стирка, и глажка, и готовка, и уборка, оплата счетов, коммунальных услуг, посещение врачей, кружков для детей, проведение времени с семьей, занятия с детьми, домашние задания детей, походы в кино, техосмотр автомобиля, прием гостей и т.п. Короче говоря, ежедневник должен вмещать в себя все то, что вы хотите записать в него – это и ежедневная рутина, и важные напоминания, и бумажки, которые лучше положить в одно место, чтобы они не терялись.

Кстати, на этом этапе неплохо было бы решить, собираетесь ли вы следить за семейным бюджетом или нет. Если да, стоит позаботиться об специальной секции в ежедневнике для записи доходов и расходов, или, еще лучше, завести отдельный блокнот для бюджета. В конце блокнота советую приклеить конверт для чеков. Чеки долго хранить не обязательно, достаточно одного месяца (если это конечно не покупка техники на гарантии).

В плане удобства мне нравятся ежедневники с кармашком сзади, в который можно складывать чеки, визитки, листочки с быстрыми записями и т.п.
Не ленитесь и заполните первую страницу с личной информацией: Ф.И.О., телефон, группа крови, на что аллергии, телефоны родственников, которым можно позвонить в случае потери ежедневника или, не дай Бог, несчастного случая.

Если у вас есть дети, то неплохо бы записать в ежедневник все телефоны воспитателей, учителей, участкового врача и вызова врача на дом. Вообще неплохо иметь всегда под рукой список для нянь, бабушек и дедушек, в общем, для тех, с кем вы планируете оставить ребенка на какое-то время, с перечнем контактной информации и указанием того, на что у ребенка аллергия, какой у него распорядок дня и что вы не разрешаете ему делать (например, смотреть мультики после 6 вечера или приносить еду в другие комнаты, кроме кухни).

Ежедневник можно разбить на несколько составляющих частей:

Ежедневные и еженедельные обязанности.
Тут все просто. Наверняка у вас есть обязанности, которые вы выполняете каждый день или с периодичностью раз в неделю. Есть обязанности, которые выполняются на автомате, поэтому, думаю, чистку зубов и вынос мусора можно вполне и не вписывать в ежедневник.

Многие советуют для автоматизма завести под какую-то конкретную обязанность фиксированный день недели (например – среда – день глажки, понедельник – день смены постельного белья). В теории это, конечно, очень практично и удобно, но на практике не всегда применимо. Например, вы меняете детское постельное белье раз в неделю по воскресеньям, а ваш 3-х летний ребенок описался ночью во вторник… Вы же не будете ждать воскресенья, чтобы поменять ему постельное белье, правда?
Поэтому для себя я завела правило, что у меня есть определенные дела, которые неважно в какой день, но к концу недели должны быть завершены. Т.е. я точно знаю, что к началу следующей недели я должна поменять постельное белье, полотенца, все перестирать и перегладить или составить меню на неделю.

Уборка
Для удобства все еженедельные и ежемесячные обязанности по уборке я распечатала отдельным списком. Напротив каждого пункта стоит квадратик, внутри которого я ставлю карандашом галочку, выполнив задание. В начале следующей недели я просто стираю все отметки ластиком и начинаю сначала. В этом списке обязательно есть несколько пустых строк. Если я вспомню что-то, то запишу карандашом в пустую строчку. Если я замечу, что часто записываю эту обязанность в пустующую строчку, то перенесу ее в новый список обязанностей по уборке.

У меня два таких списка: еженедельная уборка и ежемесячная уборка. Сначала у меня еще был список ежедневной уборки, но все пункты из него я теперь выполняю просто на автомате, как с чисткой зубов.

Еженедельная уборка:
-поменять постельное белье;
-поменять полотенца;
-помыть ванну;
-помыть комнату (полы в кухне и ванной я каждый день мою)
-помыть духовку и холодильник;
-помыть плинтуса;
-протереть двери;
-помыть зеркало в коридоре;
-протереть пыль (чаще раза в неделю)
-пропылесосить (на самом деле получается где-то 2 раза в неделю);
-перебрать холодильник;
-убраться на балконе.

Ежемесячная уборка:
-помыть настенную плитку в ванной;
-почистить межплиточные швы;
-окна;
-помыть мебель;
-разобраться в ящике с крупами, мукой и т.п.
-помыть в ящике, где стоит мусорное ведро;
-провести инвентаризацию консерв и прочего «долгостоя»;
-убраться в гардеробе;
-перебрать лекарства, выбросить те, у которых истек срок годности;
-продезинфицировать дверные ручки, пульты и т.п. (чаще, если кто-то болеет).

Хотя не скрою, некоторые свои обязанности я все-таки пытаюсь привязать к определенным дням недели чисто логически.
Например, генеральную уборку (если можно так сказать, т.к. я предпочитаю каждый день убираться по чуть-чуть) я всегда стараюсь делать в пятницу, т.к. выходные мне хочется провести с семьей, а не с тряпкой.

Как я заполняю ежедневник
Все очень просто. Я просто сажусь перед сном за стол и записываю, что мне нужно сделать  на следующий день. Смотрю меню, проверяю, все ли у меня есть в холодильнике, соответственно, если надо – вношу изменения и пишу, например «сходить за хлебом», «вынуть мясо из морозильника», или «замариновать курицу с утра», чтобы вечером поставить ее готовиться в мультиварку или духовку. Затем записываю все важные мероприятия, намеченные на завтра, например: поход к врачу, оплата счетов или поход в парикмахерскую. Потом записываю все завтрашние обязанности. Еще я отмечаю в ежедневнике, сколько сделала сегодня упражнений на пресс, отжиманий или сколько по времени у меня заняла вечерняя пробежка.

Я стараюсь, чтобы общее количество дел на день не превышало 10. Потому что мне сложно физически успеть сделать больше. Вообще, чем короче список дел – тем он успешнее выполняется. Если я успеваю выполнить все 10 задач, то всегда могу сделать дополнительно еще какие-нибудь дела.
В выполнении своих дел я не придерживаюсь какого-то четкого времени. Тем не менее, удобно закрепить за какими-то задачами определенный временной интервал.

Если быть до конца откровенной, я редко когда успеваю выполнить все 10 задач на день. Поэтому в моем списке дел не 15 и не 20 пунктов. В течение дня может произойти все что угодно, что полностью нарушит или собьет все планы. Особенно в семье с маленькими детьми. Именно поэтому в моем ежедневнике первыми идут самые важные дела, которые мне кровь из носу надо успеть сделать. Я ограничиваюсь тремя такими срочными делами. Их лучше как-то визуально выделять в ежедневнике – маркером, или другой ручкой. Даже если я ничего больше не успела сделать, мой день прошел плодотворно, если эти три важные задачи выполнены к концу дня.
Например сегодня я обязательно должна успеть:
1)    распечатать первую главу одной интересной книжки
2)    погладить
3)    помыть ванну и туалет
Стоит отметить, что эти три обязанности не стоят отдельным списком, а являются частью всего списка. Так, мой список дел на сегодня:
1)    распечатать первую главу одной интересной книжки
2)    погладить
3)    помыть ванну и туалет
4)    стирка
5)    поменять взрослое постельное белье
6)    написать пост в блог
7)    розарий
8)    разобрать и помыть одну полку на кухне
9)    потренировать с Сашей написание буквы Б
10)    позаниматься испанским или французским

Список еды и средств личной гигиены
Обычно у нас есть распечатанный список продуктов на кухне, в котором все члены семьи отмечают галочкой квадратик напротив закончившегося продукта. У меня дома распечатано несколько листов этого списка. Внизу списка есть несколько пустых строчек, если вдруг кому-то захочется чего-нибудь эдакого. На второй странице распечатан список средств личной гигиены и моющих средств. Когда нужно идти в магазин, список просто снимается со стены и берется с собой.


Бюджет

У нас были этапы, когда мы с мужем переставали отслеживать расходы и планировать семейный бюджет на месяц. Как правило, такие периоды заканчивались плачевно. Особенно после праздников.
Поэтому за бюджетом нужно следить, каким бы маленьким или большим он ни был. Здесь, опять-таки, есть простор для выбора – можно воспользоваться полезными компьютерными программами, например PearBudget.com. Из минусов упомянутого ресурса – он платный, на английском языке и считает в долларах. Тем не менее, чтобы понять как он работает, достаточно воспользоваться бесплатной trial версией.
Потом стоит всегда помнить, что то, что вы написали от руки, запоминается намного лучше.

Или можно по старинке разделить страничку блокнота на две части «приход» и «расход» и заполнять их, в конце месяца подводя итог.

Я люблю планировать все покупки заранее и закладывать их приобретение  в бюджет. Поэтому интернет-шоппинг стал моим спасением. Еще я люблю откладывать деньги на какие-то нужды. Это, к сожалению, с нашими зарплатами не всегда получается.

Еще здорово помогает экономить, если в продуктовый магазин с собой брать только фиксированную сумму (например 2000 руб) и калькулятор. Экономия гарантирована.

Муж обходится без калькулятора, а складывает все в уме. У него это как спорт. Потом по чеку он смотрит на сколько ошибся. Так что, если хотите потренировать память и математические способности – неплохой способ.

И, самое главное, не забывайте оставлять в своем ежедневнике немного свободного места. Ведь гениальная идея может прийти в голову в любой момент, и хорошо, если есть, куда ее записать.

Визуальная составляющая – тоже не маловажный аспект. Если ежедневник приятно держать в руках и он радует глаз, то и открывается он намного чаще. Подумайте над тем, как украсить его. Можно подсмотреть парочку идей на тематических скрапбукинговых форумах, или писать разными ручками. В общем, подумайте над тем, как визуально улучшить восприятие информации в нем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий